Пасха. История праздника и традиции.

Новозаветная Пасха - Светлое Христово Воскресенье -  главное событие в духовной жизни христианина - Праздник праздников, царь дней или Велик день. Пасха - самый первый христианский праздник.

История Пасхи  уходит в глубокую древность.Около 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, позже Пасху связывали с началом жатвы, затем - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

По определению I Вселенского собора Пасху всегда и повсеместно празднуют между 22 марта и 25 апреля по старому стилю - в первое воскресенье после пасхального полнолуния (первое полнолуние после весеннего равноденствия), или на неделю позже, чтобы Пасха христианская совершалась после иудейской (но не совпадала с иудейской).

 

Год

Прощёное
воскресенье

Вход в
Иерусалим

(вербное

воскресенье

ПАСХА

Вознесение
Господне

День Святой
Троицы

2012

26 февраля

8 апреля

15 апреля

24 мая

3 июня

2013

17 марта

28 апреля

5 мая

13 июня

23 июня

2014

2 марта

13 апреля

20 апреля

29 мая

8 июня

2015

22 февраля

5 апреля

12 апреля

21 мая

31 мая

2016

13 марта

24 апреля

1 мая

9 июня

19 июня

2017

26 февраля

9 апреля

16 апреля

25 мая

4 июня

2018

18 февраля

1 апреля

8 апреля

17 мая

27 мая

2019

10 марта

21 апреля

28 апреля

6 июня

16 июня

 

У православных славян существовало много обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху пекли куличи, бабы, пироги. мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

Пасхальные символы, атрибуты, традиции остаются неизменными переходя из одной страны в другие.  Так пасхальный заяц, который  в Германии на праздник оставляет в подарок хорошим детям гнездо с разноцветными яйцами, сейчас становится атрибутом праздника во многих странах, в том числе и в России.

Пасхальная свеча - также важный атрибут праздника. Отстаивая службу в церкви, зажженную свечу принято держать в руках. Горящей ее нужно донести до дома и зажечь этим огнем домашний очаг, чтобы в доме все было благополучно. Таким образом как бы происходит процедура освящения дома.

Благодатный Огонь — распространенное в Русской православной церкви название огня, используемого в пасхальной церемонии выноса Святого Света из Гроба Господнего в иерусалимском храме Воскресения.

Церемония, проводимая в Великую субботу (суббота перед пасхальной ночью) совместно греческим и армянским патриархатами Иерусалима, показывает в богослужебном символическом действии события Страстей Господних — смерти, положения во Гроб и Воскресения Христовых.

Молитва, которую возносит патриарх перед зажжением в святой Кувуклии, совершенно ясна и не допускает никаких неправильных толкований.

Патриарх не молится о совершении чуда. Он лишь "воспоминает" о жертве и трехдневном воскресении Христа и, обращаясь к Нему, говорит: "Благоговейно приняв сей возжигаемый на светоносном Гробе Твоем огонь, раздаем верующим в свет истинный, и молимся Тебе, дабы Ты явил его даром освящения".

Затем патриарх зажигает свою свечу от негасимой лампады, которая находится на Святом Гробе. Точно так же, как это делает и всякий патриарх и всякий клирик в день светлой Пасхи, когда получает свет Христов из негасимой лампады, которая находится в каждом храме на святом престоле, символизирующем Гроб Господень.

Церемония в иерусалимском храме Воскресения издавна проводится с участием священнослужителей разных христианских Церквей.

Из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между священнослужителями разных Церквей, доходивших до кровопролитных рукопашных столкновений, с 1852 года церемония строго регламентирована— порядок её проведения был установлен бывшей турецкой (т.е. мусульманской) администрацией в Палестине — и теперь ежегодно публикуется в специальных журналах греческой и армянской патриархий.

Несмотря на установленный властями статус-кво, и ныне в главном православном храме случаются массовые драки до крови между духовенством разных православных церквей

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, под которым подразумевается просфора с изображением на ней Воскресения Христова.

Слово артос в переводе с греческого — хлеб. Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать пищу с Господом, по вознесении Его на небо ощущали живой верой Его постоянное присутствие в своих собраниях. Поэтому, приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором обычно возлежал Сын Божий, а на столе, напротив этого места, ставили, как бы для Него, хлеб.

По окончании трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали эту часть хлеба и произносили: «Христос воскресе!» Чтобы навсегда сохранить в Церкви этот апостольский обычай, на Пасху в храме перед взорами верующих полагается артос в напоминание невидимого присутствия воскресшего Господа, а также того, что своею крестной смертию и воскресением Иисус Христос стал для нас истинным хлебом жизни.

У православных христиан есть обычай выпекать куличи — домашний артос — и вместе с сыром и яйцами приносить его в первый день Пасхи в храм для освящения.

 Творожная пасха (паска) - творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки по церковно-славянски, называется «млеко огустевшее». На боковых ее сторонах изображается крест и буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе». Пасха является символом Гроба Господня. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло.

Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 40 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

Крашеные яйца укладывают на тарелку, покрытую в виде гнезда соломой или зелеными листьями пророщенного салата. Для пасхальных крашеных яиц существует и специальная глиняная посуда, например, блюда в виде курицы и петуха. Используют и плетеные корзиночки.

Пасха праздник жизни, и заранее пророщенная зелень на пасхальном столе - это символ весеннего возрождения природы. Для украшения дома заранее готовится так называемый "садик", который устраивается в плоском ящике. В этом мини-садике загодя проращивают зелень овса или пшеницы. В наше время можно использовать, например, и кресс-салат. На зелень ставят разные маленькие игрушки, домики, скамеечки, имитации деревьев из веточек с прикрепленными цветочками и т.п.

Пасха — праздник праздников и торжество торжеств, когда все должны праздновать, а не пребывать на кухне. Поэтому к пасхальному столу подают самые разнообразные блюда по достатку и фантазии, но большую часть которых можно приготовить заранее.

Пасхальный стол должен быть обильным: запекают поросенка или окорок, подают жареную телятину. На стол выставляются различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. Раньше в зажиточных семьях на стол подавали более сорока блюд, по числу дней Великого поста.

Пасхальная выпечка куличами не ограничивается. Пекут еще плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имеет и символический характер, напоминающий о жертвенной гибели Христа.

Традиционное сладкое угощение на пасхальном - медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью.

Вам может понравиться:

Ваш отзыв

Рубрика: Украшаем стол

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *